10 июля 2020 г.

«Внимание: вопрос»: как интеллектуальные игры покоряли Абхазию

«12 разгневанных мужчин», «Субъективная реальность», «Хьюстон». Нет, речь сейчас пойдет не кино. Это – названия известных и не раз титулованных абхазских команд – участниц республиканских и международных турниров по интеллектуальным играм.

Кстати, именно эти команды заняли призовые места в IX Чемпионате Абхазии по интеллектуальным играм. Турнир проходил в Сухуме 9-10 ноября 2019 года.

Если точнее, в общем зачете Что? Где? Когда? (ЧГК) "золото" взяла команда "12 разгневанных мужчин". На втором месте "Субъективная реальность", "бронза" досталась сборной, которая раньше никогда в тройку призеров не попадала – "Агенты Тео". В молодежном зачете ЧГК среди участников не старше 25 лет первое место заняли студенты исторического факультета АГУ "Хьюстон", второе – сухумская команда под названием "Омлет", на третьем месте "Натс" из Очамчыры. В Брейн-ринге победу одержала – команда "Фаина Вахтанговна Женевская", состоящая в большинстве своем из сухумских журналистов. Победителем "Своей игры" стал историк Тимур Зантария.
.
«Я могу говорить об этом бесконечно»
Проведение Чемпионата стало возможным благодаря поддержке Благотворительного фонда «Абхазский общественный фонд развития «АМШРА». Ранее фонд уже выделял гранты на проведение VII и VIII Чемпионатов Абхазии по интеллектуальным играм в 2018 и 2017 годах.

Движение ЧГК в Абхазии зародилось 13 лет назад. О том, как все начиналось, рассказывает президент интеллектуально-творческого клуба "Дюна" Ася Саносян и сразу предупреждает: «Я могу говорить об этом бесконечно».

Ася – успешный программист, работает в известной сотовой компании, создает сайты для людей со всего мира и страстно болеет ЧГК. Это Ася и ее друзья (также «родом» из «Дюны») – и есть команда Igames Apsny, которая из года в год проводит турниры по интеллектуальным играм в Абхазии. Но обо всем по порядку.

«Все начиналось в стенах Сухумского Дома Юношества и клуба «Дюна», который сформировался при СДЮ», - делится воспоминаниями девушка. – В Сухум из Еревана на лето приехал наш соотечественник Павел Салохян - большой поклонник интеллектуальных игр, участвовавший когда-то в "Своей игре" на НТВ. Именно Павел впервые познакомил «дюновцев» с ЧГК. Мы стали проводить свои небольшие турниры. Соревновались сначала только между собой».

Игра была знакома абхазской молодежи по одноименной интеллектуальной передаче на российском телевидении. Но в СДЮ стали играть в спортивную ее версию, популярную во многих странах бывшего Советского Союза.

Если первые игры не выходили за рамки клуба «Дюна», то все изменилось в 2010 году.

Именно тогда в абхазской столице прошел первый Открытый Чемпионат по ЧКГ.

«Мы просто поняли, что надо делиться этим удовольствием, и Пашей надо делиться», - смеется Ася. – Потому мы предложили поиграть в ЧГК абхазским студентам. Мы сами к тому времени уже стали студентами, и думали, что здесь найдем заинтересованных людей».
А дальше - больше. Игра полюбилась, движение ЧГК в Абхазии стало расти. С каждым новым турниром увеличивалось число команд-участниц, теперь это были не только студенты, а вообще – интеллектуалы всех возрастов. В программе появились такие дисциплины, как «Брейн-Ринг» и «Своя игра».

Вопросы для абхазского клуба ЧГК продолжает составлять Павел Солахян. А вот вопросы для «Свой игры» готовит юрист и участник команды ЧГК «12 разгневанных мужчин» Гудиса Мамацев.

«За несколько лет для игр было написано около двух с половиной тысяч вопросов. Это довольно трудно, но интересно и занимательно подбирать вопросы для игры. Так как игры наши всегда проводятся с "абхазским" акцентом, то мы стараемся включать в них около 20% тем связанных с Абхазией, её историей, традициями, людьми», - рассказывает Гудиса Мамацев.

Для наглядности, он приводит пару примеров таких вопросов. В основе современного герба Азербайджана нарисованного Мамедовым, лежит проект герба представленного в 1920 году ЭТИМ абхазским художником, жившим в то время в Баку. Правильный ответ: Александр Чачба-Шервашидзе. И действительно, если посмотреть историю происхождения герба, то можно выйти на проект представленный Александром Чачба по конкурсу объявленному в 1920 году. Или такой: «Абхазы готовят эту иранскую сладость из пшеничной муки, сахара, воды и сливочного масла». Хозяйки сразу догадаются, что речь идёт о халве, называемой в Абхазии «ахалуа».

Вопросы могут быть о чем угодно, - подчеркивает Гудиса, - от состава пороха и номера гелия в периодической таблице Менделеева, до названия главного футбольного клуба Германии и автора слов всем известной песни "Журавли.

«Пытливый ум человека - основа его развития. Поэтому я считаю, так важно, чтобы этот ум постоянно получал новую информацию, запоминал, анализировал. Мне кажется, именно для этих целей в своё время создавались Интеллектуальные игры в Абхазии. Они предоставляют любому желающему возможность проверить и улучшить свои знания, логику, смекалку», - уверен Гудиса Мамацев.

Но главным достижением игр Гудиса называет приобретение новых преданных друзей в лице своих сокомандников. Проведение интеллектуальных игр в Абхазии помогает сплотить молодых людей по интересам и мотивировать их к саморазвитию, расширению кругозора и уровня эрудированности, уверена и другой абхазский знаток, сторожил Игр Эльвира Торосян.
«Не говоря об интеллектуальной значимости игр, о развитии логического мышления, об умении взглянуть со стороны, сопоставить несопоставимое и о всех остальных «полезностях», проведение Игр объединяет людей, разных, но похожих в своем стремлении не стоять на месте, узнавать что-то новое, открывать и открываться», - считает Эля.

В общей сложности в период с 2010 года в Абхазии состоялось 9 внутренних чемпионатов республики по интеллектуальным играм и 3 международных с участием российских команд. Дважды в месяц в интеллектуально-творческом клубе "Дюна" проводят тренировочные игры, на которых абхазские знатоки шлифуют навыки в логике и интуиции – главных составляющих ЧГК.

В "Что? Где? Когда?" в Абхазии играют в двух категориях. Студенческие команды играют в зачет за призы, а команды-старожилы играют вне зачета, борясь за переходящую бронзовую сову – символ клуба.